Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)

Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.

Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.

Методика отражает такие факторы, как:

– «А» – сфера общительности в малой группе;

– «В» – степень интеллектуальности;

– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;

– «E» – степень доминантности;

– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;

– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;

– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;

– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;

– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;

– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;

– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;

– «O» – спокойная адекватность-чувство вины /уверенность в себе-тревожность/;

– «Q1» – консерватизм – радикализм;

– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;

– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;

– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;

Результаты психодиагностики (см. сводную таблицу 1, в приложении 1) были подвержены статистической обработке с помощью многофункциональной компьютерной программы «Statistika 6.0», с использованием следующих методов:

* Описательная характеристика выборки.

* Метод Стьюдента (T‑критерий).

* Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ.


Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе: практическая часть. Формирование выборки и описание этапов исследования
Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные коммерческие и производственные цели, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения. Респондентам был предложен опросник (см ...

Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). Организация и методы исследования.
В данном исследовании принимало участие 50 человек - 25 учащихся физико-математического класса школы №1 г. Зеленодольска и 25 учащихся милицейского класса школы-гимназии №3 г. Зеленодольска. Диагностика школьников проводилась два раза – при отборе школьников в профильный класс в апреле 2005 года и в январе 2006 года, после обучения в пр ...

Теоретические основы гендерного подхода к особенностям употребления алкоголя в подростковом возрасте. История возникновения и проблема употребления алкоголя
Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала кул ...