Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)

Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.

Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.

Методика отражает такие факторы, как:

– «А» – сфера общительности в малой группе;

– «В» – степень интеллектуальности;

– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;

– «E» – степень доминантности;

– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;

– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;

– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;

– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;

– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;

– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;

– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;

– «O» – спокойная адекватность-чувство вины /уверенность в себе-тревожность/;

– «Q1» – консерватизм – радикализм;

– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;

– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;

– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;

Результаты психодиагностики (см. сводную таблицу 1, в приложении 1) были подвержены статистической обработке с помощью многофункциональной компьютерной программы «Statistika 6.0», с использованием следующих методов:

* Описательная характеристика выборки.

* Метод Стьюдента (T‑критерий).

* Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ.


Игра как средство развития семейных взаимоотношений
Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру ...

Этапы
1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; - повышение уверенности в собственных силах; - устранение отрицательных эмоций. (одно занятие). 1. Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение дет ...

Что есть мысль с точки зрения науки?
В психологии, науке о душе, роли сознания и бессознательного в психике человека, до сих пор остаётся нерешённой одна из самых загадочных проблем человечества - о природе мысли, первооснове всех психических процессов и явлений [40]. Перед современными исследователями, как и столетия назад, стоит известный сакраментальный вопрос: что есть ...