Формирование коммуникативной компетентности у студентов- психологов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза – дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.
Исследованием коммуникативной компетентности занимались Жуков Ю.М., Муравьева О.И., Рогожникова С.М., Макаровская И.В., Колмогорова Н.С., Капустина Е.А. и др. В своих работах авторы дают определение, рассматривают формы проявления коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность психолога рассматривается как составляющая портрета психолога в работах. Алешиной Ю.Б, Абрамовой Г.С., Кочюнас Р. и др. По мнению исследователей коммуникативная компетентность психолога является «сердцевиной профессионализма психолога», потому что общение с людьми составляет сущность профессии психолога [43].
Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Профессиональная коммуникативная компетентность не может быть сформирована стихийно, необходимы специальная работа и психологические условия. Условия и средства развития коммуникативной компетентности встречаются в работах Прозоровой Е.В., Конева Ю.А., Емелина А.И., Алтуниной И.Р., Гусейнова А.Ш. И др. Многие авторы отмечают, что в условиях ВУЗа наилучший обучающий эффект в обучении коммуникативной компетентности дают группы социально- психологического тренинга.
Цель: проследить специфику использования тренинга в развитии коммуникативной компетентности студентов-психологов.
Предмет: социально-психологический тренинг, как средство обучения коммуникативной компетентности.
Объект: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Гипотеза: предположим, что социально-психологический тренинг влияет на уровень коммуникативной компетентности студентов – психологов.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме влияния тренинга на развитие коммуникативной компетентности у студентов психологов;
2. Диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов- психологов;
3. Разработать программу и провести тренинг коммуникативных умений;
4. Сравнить показатели уровня коммуникативной компетентности до и после тренинга;
5. Выявить влияние тренинга на изменение уровня коммуникативной компетентности студентов психологов;
6. Выработать рекомендации для студентов — психологов по развитию коммуникативной компетентности.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, проведение тренинга, математическая обработка результатов исследования.
Методики:
1. Тест-опросник КОС
2. Методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК)
3. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю.З.)
Методическая база исследования. В исследовании принимали участие студенты двух групп второго курса социально- психологического факультета ВГГУ. Общее количество испытуемых 31 чел.
Теоретическая значимость. В теоретической части работы уточнено понятие «коммуникативная компетентность», определена структура коммуникативной компетентности, раскрыта сущность коммуникативной компетентности психологов, как профессионально необходимого качества, в связи с чем раскрыта необходимость развития у студентов - психологов компетентности в общении, представлены особенности тренинговой работы по развитию коммуникативной компетентности.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке будущих психологов, рекомендованы к применению при подготовке будущих педагогов-психологов.
Структура. Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретический анализ литературы и описание проведения и анализ результатов экспериментального исследования), заключение, список литературы и приложения. В работе представлено таблиц и рисунков.
Сущность содержания образования и его компоненты. Понятие
содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.
Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется ...
Определение малой группы и ее границы
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональны ...
Психологические проблемы, возникающие в процессе
трудовой деятельности
Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов - мастеров своего дела.
Проблемы форм ...