ЗаключениеСтраница 17
При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуется в "наибольшее количество" – "наименьшее количество". Участники игры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всего представлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом – в прочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этот вариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Кроме того, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность ее состоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, а также в фиксировании результатов.
Упражнение “Мои впечатления”.
Тренер задает вопрос об актуальном состоянии участников группы. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
Упражнение "Мое настроение сейчас"
Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенных на занятии упражнений.
Необходимые материалы: разноцветные карточки.
Задание. Выразить свое настроение по окончании занятия, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние "здесь" и "теперь".
Занятие 5
Цель: совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтов
Разминка
Упражнение “Растопи круг”.
Цель: умение замечать в других положительные стороны
Все участники встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу.
Процедура "Точка зрения"
Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой – противоположную («против»).
Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
“Необходимость школьной формы”
“Инопланетный контакт – новые возможности развития”
“Бизнес-партнерство на основе дружбы – самое крепкое”
Анализ: фактически идет работа с возражениями. Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто. Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким». Основной принцип – не бороться (борьба позиций приводит в тупик).
Тренинговая процедура "Спор"
Цель: процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен").
Для подведения итогов понадобится доска (лист ватмана) и мел (маркеры).
Ведущий предлагает участникам упражнение на развитие умения и навыков аргументирования в споре, обретение некоторой настойчивости в споре. Можно рассказать про важность и того, и другого. Конечно, следует заметить, что в настойчивости следует знать меру, что настаивать надо не на своей правоте, а на важности аргументов, следовании логике. Очень важно подчеркнуть, что упражнение носит игровой характер, что не следует слишком серьёзно преследовать цель победить в мировоззренческом споре. Важно отметить, что если кто-то будет отстаивать чуждую ему точку зрения, то за это его ругать никто не будет, "тренинг для того и существует, что можно попробовать себе новые роли".
Ведущий предлагает следующие пары противоположных по смыслу мировоззренческих утверждений: 1а. Мир беспощаден и несправедлив 1б. Мир уже совершенен и безупречен 2а. Никакого духовного искательства не существует 2б. Духовный поиск – единственный смысл существования человека 3а. Человек спонтанен и способен выбирать. Свобода воли – основа развития 3б. Свобода воли – иллюзия. У человека нет выбора 4а. Необходимо работать над собой и меняться 4б. Развитие происходит само собой. Все совершенно и так 5а. Без Учителя невозможно найти Путь и пройти его. Для развития необходима Школа 5б. Учитель не обязателен, более того, он только помеха на Пути. Школа это тупик 6а. Для развития необходимы строгие предписания и рекомендации 6б. Делай что хочешь и будет то, что будет 7а. Нет ни меня, ни тебя, никого, а просто Есть НЕЧТО 7б. Это НЕЧТО и есть я, ты и все остальные 8а. Описать мир невозможно и не нужно. Ум – главное препятствие для искателя 8б. Без описаний невозможно Постижение. Ум и понимание – необходимые условия 9а. Можно с уверенностью судить о том, что правильно делает человек, а что - нет 9б. Нельзя однозначно судить о правильности поступков человека 10а. Просветление - достойный ориентир для ищущего 10б. Просветление не может быть ориентиром, надо стремится соответствовать Судьбе 11а. Главный девиз: "Профессионализм и Мастерство" 11б. Главный девиз: "Любовь, Безумие, Жажда" 12а. Существует жизнь после смерти 12б. Никакой жизни после смерти нет
Понятие личности в психологии
На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический.
Важной чертой психологического взгляда на про ...
Структура и критерии классификации проявлений толерантности
(интолерантности)
Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует рассмотреть их подробнее.
Психолог И. Б. Гриншпун п ...
Организация и методы исследования. Организация
эмпирического исследования
Исследование по данной теме проводилось в городе Кунгуре среди двух групп – учащихся 8‑х классов МОУ СШ №13 и МОУ лицей №1 (МОУ – муниципальное образовательное учреждение, СШ – средняя школа). Первую группу составили здоровые подростки в количестве 23 человека. Вторую – учащиеся, имеющие психосоматическую патологию (различные сома ...