Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы социально-культурной адаптации

Факторы социально-культурной адаптации
Страница 4

Нам удалось обнаружить только несколько кросс-культурных исследований, предметом которых стало изучение и сравнительный анализ особенностей адаптации мужчин-мигрантов и женщин-мигрантов.

Полученные результаты достаточно противоречивы. Ряд ученых пришли к выводу, что женщины в целом хуже адаптируются к новому культурному окружению. При этом количество возникающих проблем прямо пропорционально дистанции между культурой происхождения и принимающей культурой. Значительные культурные различия приводят к тому, что зачастую попытки женщин- мигрантов изменить свои социальные роли в условиях нового окружения заканчиваются конфликтом с культурой происхождения.

Ученые, изучавшие адаптацию китайских студентов в Канаде и студентов из ряда других азиатских стран в Великобритании, напротив обнаружили, что у юношей процесс перемещения из одной культуры в другую проходит более болезненно. Они остаются более приверженными традиционным представлениям о тендерных ролях и иерархии в семейных отношениях. Что касается девушек, то они демонстрируют большую гибкость и легче справляются с трудностями адаптационного периода.

Такие противоречивые результаты говорят о том, что данный фактор межкультурной адаптации еще не достаточно проработан, требует более глубокого осмысления и теоретического обоснования.

Изучая межкультурную адаптацию, ученые не обошли своим вниманием такой социально-демографический фактор как возраст. Эмпирические исследования, проведенные в последние годы, позволили выделить две наиболее проблемные возрастные группы - это дети и подростки и люди третьего возраста (от 60 лет и больше). Отсутствие у пожилых мигрантов внутренней потребности усваивать чужую культуру и язык часто приводит к тому, что они оказываются неспособными успешно адаптироваться в инокультурной среде. Их неспособность найти себя в новом окружении нередко заканчивается тем, что они теряют интерес и, как результат, уходят из жизни раньше времени.

Значительный вклад в понимание процессов перемещения из одной культуры в другую могли бы внести исследования проблем детей и подростков, попадающих в новую для них культуру. Такие работы есть, но, к сожалению, их очень немного.

Эмпирические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что дети и подростки-мигранты в процессе адаптации к иной культуре страдают как от физических проблем, так и от проблем, связанных с их душевным здоровьем. Наиболее значимыми факторами при этом оказываются культурная дистанция и социально- экономический статус семьи.

С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на очевидную актуальность проблематики, изучение факторов, предопределяющих достижение совместимости с иной культурой, носит достаточно разрозненный и описательный характер. Накоплен значительный эмпирический материал, который, безусловно, требует глубокого теоретического осмысления, обобщения и систематизации. Для получения более последовательных данных о воздействии различных факторов адаптации к иной культуре необходим системный подход к их изучению, проведение сравнительных кросс-культурных исследований и диверсификация контекстов. Так, в частности, интересной и перспективной сферой для проведения подобного рода исследований является международный туризм, представляющий собой область активного межкультурного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 


Понятие высших психических функций согласно Выготскому Л. С.
Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Основные свойства ВПФ: Ø социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова). ...

Пер Гюнт (с возрастающим увлечением)
Да, гюнтское «я сам» есть легион Желаний и влечений, и страстей; Есть море замыслов, порывов к цели, Потребностей . ну, словом, то, чем я Дышу, живу – таким, каков я есмь[34]. Но в конце жизни он понимает, что потерял себя; что, следуя принципу своекорыстия, он не смог понять, в чем же состоят истинные интересы его «Я», и вместо то ...

Эмоциональное развитие в раннем детстве
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него пр ...