Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы социально-культурной адаптации

Факторы социально-культурной адаптации
Страница 1

Оценивая теоретические и эмпирические исследования социально- культурной адаптации, следует признать значительный вклад специалистов в изучение факторов, благоприятствующих вхождению различных категорий мигрантов в новую культурную среду.

Прогнозирование социально-культурной адаптации возможно, исходя из уровня информированности/осведомленности (awareness) о специфике той или иной культуры. Несмотря на кажущуюся очевидность влияния знаний о стране, ее обычаев, традиций, норм и ценностей на адаптируемость, количество исследований данного фактора достаточно ограничено.

Анализ работ позволил выделить такие аспекты фактора информированности, как:

• количество информации о стране миграции;

• доступность информации;

• полезность информации;

• соответствие информации цели миграции.

Результаты исследования австралийского психолога К. Селвараджа подтвердили гипотезу о влиянии всех 4-х аспектов данного фактора на успешность приспособления экспатриантов из таких азиатских стран, как Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия и Тайвань, к культуре Новой Зеландии.

Значимость фактора информированности подтверждается его включением во все тренинги по межкультурной компетентности, главной целью которых является повышение уровня адаптируемости мигрантов за счет увеличения их осведомленности о потенциальной стране перемещения.

Как показывают современные исследования, полезная и соответствующая цели миграции информация, получаемая до отъезда в новую страну, положительно влияет на успешность начального периода миграции.

Значимость социальных навыков для успешного вхождения в новую культуру очевидна. Тем не менее, этот фактор еще не получил должного внимания со стороны социальных психологов. Наиболее интересные работы были выполнены в контексте адаптации бизнес-мигрантов. Среди них особое внимание обращают на себя исследования Дж. Блэка, М. Менденхолла и Д. Оддоу. Они выделяют два блока социальных навыков:

• навыки построения взаимоотношений и

• навыки восприятия.

К первой группе были отнесены коммуникативная компетентность, культурная эмпатия, навыки социального взаимодействия и межличностного общения. Эмпирически было доказано, что все эти навыки способствуют лучшему пониманию культурных различий и позитивно влияют на степень адаптированности. Умение выстраивать и поддерживать отношения с представителями принимающей стороны значительно помогает мигрантам в преодолении возникающих в процессе приспособления к новому окружению проблем, способствует эффективности их профессионального функционирования.

Во вторую группу М. Менденхолл и Д. Оддоу включили социальные навыки, связанные с адекватной атрибуцией и интерпретацией поведения представителей принимающей культуры. Причиной возникновения многих трудностей в процессе адаптации является то, что при интерпретации поведения местного населения экспатрианты исходят из ценностных ориентаций своей культуры. Правильная интерпретация поведения представителей принимающей стороны позволяет снизить неопределенность в межличностных взаимоотношениях. Чувствительность к культурным различиям, в свою очередь, значительно влияет на эффективное выполнение своих рабочих обязанностей.

Несмотря на растущий интерес к изучению социальных навыков, необходимых мигрантам для приспособления к иной культуре, до сих пор не было выработано единого концептуального подхода к исследованию данного фактора межкультурной адаптации. Не была разработана и теоретически обоснованная классификация. Кроме того, проведенный теоретический анализ показал, что акцент в работах делается на том, какие социальные навыки необходимы мигрантам. При этом не объясняется, что нужно сделать, для того чтобы овладеть этими навыками.

Одним из важнейших факторов, определяющих успех или, напротив, неуспех социально-культурной адаптации мигранта, является культурная дистанция. Концепция «культурная дистанция» используется для позиционирования культурных групп относительно друг друга в зависимости от того, насколько они схожи или различны. При проведении сравнительного анализа культур по принципу их схожести/различия за основу берутся классификации универсальных аспектов культурных групп. В частности, широко используется атлас описательных категорий, разработанный Д. Мердоком и позднее переработанный Г. Барри. Данный атлас включает 79 категорий, объединенных в 8 основных разделов:

1. Общие характеристики культуры

2. Еда и одежда

3. Жилище и технологические процессы

4. Экономика и транспорт

5. Человек и семья

6. Общество и система управления

7. Благосостояние, религия и наука

8. Пол и жизненные циклы

В социально-психологических исследованиях для измерения культурных различий используется так называемая Шкала культурной дистанции (CDS). Впервые разработанная И. Бабикером и его коллегами, и позднее переработанная и дополненная К. Уорд и У. Сирл, данная шкала позволяет фиксировать объективные различия между культурами по 10 категориям, таким как климат, одежда, культура питания, система образования, язык, религия, уровень благосостояния, проведение досуга, структура семьи и формирование дружеских связей.

Страницы: 1 2 3 4


Пути совершенствования воздействия руководителя на процесс управления. Экономическая и социальная эффективность деятельности организации
Эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов. Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий « эффективность» и « эффект»: Эффект – абсолютная величина, обозначающая результат, какого – либо процесса. Под экономичес ...

Барьер отрицательных эмоций
Эмоции вообще – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избеж ...

Косоугольная система координат и факторы 2-го порядка.
Изображенные на рис. 1 оси называются ортогональными, так как они строго перпендикулярны друг другу. Иногда кластеры тестов располагаются таким образом, что лучшего соответствия используемым критериям удается достичь при использовании облических ( косоугольных) осей. В таком случае уже сами факторы коррелируют друг с другом. Одни исслед ...