Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов
ВУЗа. Задачи, методики и результаты экспериментаСтраница 5
Далее нами рассматривался вопрос о самостоятельности статуса не только интеллекта, обучаемости, креативности, но и рефлексивности как общих способностей. В связи с этим была проведена повторная процедура факторного анализа,
которому подвергались 13 переменных, вошедших с наибольшей нагрузкой в первый фактор. Использовался метод «главных компонентов», позволяющий судить о «самостоятельности» каждой исследуемой переменной и о ее «базовости» как «главного компонента» для структуры психики. Результаты факторизации представлены в таблице 4.
Рис. 1. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,01
Рис. 2. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,05[1]
Таблица 4
Результаты факторизации по методу «главных компонентов»
Переменная |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Интеллект |
.56 |
.38 |
.21 |
.07 |
Воображение |
-.02 |
.81 |
.04 |
-.07 |
Проницательность |
.27 |
.64 |
-.05 |
.16 |
Общая осведомленность |
.11 |
.58 |
.45 |
-.07 |
Исключение лишнего |
-.30 |
-.29 |
-.16 |
.69 |
Поиск аналогий |
.74 |
-.14 |
.20 |
.00 |
Определение общего |
.22 |
.01 |
.43 |
-.27 |
Геометрическое сложение |
.19 |
.27 |
.05 |
70 |
Актуализация |
.45 |
.35 |
.59 |
-.01 |
Креативность |
.17 |
.43 |
.53 |
.12 |
Рефлексивность |
.06 |
-.04 |
.84 |
.03 |
Общая обучаемость |
.81 |
.25 |
.08 |
-.08 |
Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие
развода родителей)
Наше исследование, начавшееся с анализа психолого-педагогических источников по проблеме исследования коррекции психики детей, побудило обратиться и к онтогенезу и к социогенезу.
Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмерим ...
Регуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживаю ...
С.Л. Рубинштейн О личностном подходе[61]
Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зав ...