Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения[38]. Место и природа межличностных отношенийСтраница 2
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы – чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.
Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Организация специального охранительного режима для
заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, во ...
Интонация и тембр голоса.
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для ...
Организация и методы исследования. Организация
эмпирического исследования
Исследование по данной теме проводилось в городе Кунгуре среди двух групп – учащихся 8‑х классов МОУ СШ №13 и МОУ лицей №1 (МОУ – муниципальное образовательное учреждение, СШ – средняя школа). Первую группу составили здоровые подростки в количестве 23 человека. Вторую – учащиеся, имеющие психосоматическую патологию (различные сома ...