Виды одарённостиСтраница 1
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - это воспроизведение раннее усвоенного опыта с формированием на основе субъектно-ориентированной активности личности. /3, с.304/
Основная функция интеллекта - адаптация. Уровень развития интеллекта, прежде всего вербального, находится в тесной взаимосвязи с обучением. А условия обучения у детей из различных семей, социальных слоёв естественно не однородны. Следовательно, исследуя одарённость, внимание, прежде всего, следует обратить на невербальный (свободный от влияния культуры) интеллект. Но проблема связи интеллекта и обучения не исчерпывается простым перемещением акцента в сторону невербального интеллекта.
Во–первых, сама по себе обучаемость может рассматриваться как один из показателей интеллекта.
Во–вторых, сензитивные периоды развития тех или иных психических функций свидетельствуют в пользу необходимости обучать детей определенным навыкам и активизировать определённые функции в определённые возрастные периоды.
Следует уделять внимание концепции Хогварда Гарднера согласно, которой не существует какого - то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. К выделенным семи интеллектам относят следующие:
Лингвистический интеллект–способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать в поиске или передавать информацию. Этот вид интеллекта преобладает представителей таких профессий как: поэт, писатель, редактор, журналист.
Музыкальный интеллект–способности исполнять, сочинять музыку, который преобладает у музыкальных исполнителей и композиторов.
Логико-математический интеллект–способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом.
Пространственный интеллект–способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции.
Телесно-кинестезический интеллект–способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.
Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно - это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект - это способность управлять своими чувствами, различать, анализировать или использовать эту информацию в своей деятельности. Интерличностный интеллект - способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях.
Каждый вид интеллекта X. Гарднер проанализировал с учётом используемых операций, случаев появления высокоодарённых проявлений в других параметрах возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности./15,с.89/
Другой вид одарённости - это художественная одаренность. Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Сюда же относится и музыкальная одарённость. Проявление музыкальных способностей зависит от возраста. Музыкальные способности развиваются раньше всех других, их проявление может иметь возрастную специфику, поскольку на ранних этапах развития могут проявляться музыкальный слух, феноменальная память, высокий уровень обучаемость. Однако лишь к юношескому возрасту на первый план выступает индивидуальность музыкального исполнения. Становление музыкальной одаренности происходит в какой-то мере независимо от языкового, умственного и личностного развития и вместе с тем в тем - в тесной связи с ним. Это является одной из существенных причин трудности прогноза одарённости.
Теоретические источники стилевого подхода в изучении
интеллектуальной деятельности
Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина)
В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках гештальт-психологических представлений о поле и поведении в поле. По отношению к разным людям фактор влияния поля (предметного и социального окружения) обнаруживает себя в разной ме ...
Повторение
Сегодня большинство психологов убеждены, что способность воспроизведения информации во многом зависит от прочности ее «отпечатка в мозге». Они утверждают, что эта прочность увеличивается путем повторения. Практически это означает, что повторяемая информация закрепляется в мозге сильнее той, которая один раз рассматривалась и откладывала ...
Аутоанализ личного стресса
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной пр ...