Виды одарённости
Страница 4

Лидерскую одарённость можно рассматривать как одно из проявлений социальной одарённости, более связанное с активным взаимодействием с другими людьми. Существует множество определений лидерской одарённости, в которых можно выделить общие черты: интеллект выше среднего: умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего; с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; терпимость и терпение в работе с людьми; энтузиазм; умение ясно выражать свои мысли в устной или письменной форме.

Приведённый перечень характеристик уточняет специфику лидерской одарённости по сравнению с социальной и помогает как в ее выявлении, так и развитии. Выявление и развитие имеет огромное значение для жизни общества во всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании - везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, отношение друг к другу и делу и к способам его выполнения.

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одарённости уже привлёк внимание практиков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной школе Л.И. Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских способностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой социальной одаренности, накоплен в русле исследований педагогических способностей и труда учителя. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одарённость», которая столь редко признается школой, что она рассматривается как одарённость вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одарённости Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. /15, с.315/

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В работе «Ум полководца» Б.М. Теплов выделил свойства практического мышления, особенности условий практической деятельности, представляющей жесткие требования к выдающимся личностям.

Выделение многих видов одарённости служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. /17, с.40/

Разумеется, различия между видами одарённости не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Определённые таким образом виды одарённости могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллектуальная одарённость, как правило, входит составной частью и в лидерские способности и в творческие.

Страницы: 1 2 3 4 


Реализация теории в восстанавливающем и коррекционном обучении
Разработка принципов организации деятельности учащихся по формированию действий и понятий явилась предметом многочисленных экспериментальных исследований, выполненных на различном материале учебных предметов — написание букв, грамматические, физические, математические и другие понятия. При этом «главная линия психологического изучения д ...

Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ экспериментального материала. В задачу наших исследований включен был поиск возможностей передачи информации от одного субъекта другому без включения в этот процесс механизма речеобразования и известных всем анализаторных систем человеческого организма. Экспериментальные подтверждения возможности существования индуцированных физ ...

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Согласно п.2.9 5. Санитарных правил 2.4 2 782-99 "Гигиенические требовани ...