Виды одарённостиСтраница 2
Следующий вид одарённости - академическая одарённость. Главным является то, что дети с одарённостью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Таким образом, академическая одарённость тесно связана с интеллектуальной одарённостью. Но академическая одарённость проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной.
Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, быстроте, глубине продвижения в ряде дисциплин и иногда иметь среднюю или даже низкую успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают, недовольны тем, что ребенок учится не одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одарённость и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования Как пример академической одарённости можно назвать математическую одаренность.
Психолог В.А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одарённости и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты:
1.Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
2.Переработка математической информации. В нее входят: а) способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; б) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; в) способность к свёртыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте, экономичности и рационализации решений; е) способность к быстрой свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).
3.Хранение математической информации. Математическая память, обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.
4.Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума. /7, с.385/
Особо отметим такой вид одарённости, как творческая. Творчество - одно из трудно конкретизируемых понятий. Еще в словаре Брокгауза и Эфрона упоминается, что творчество можно рассматривать в двух аспектах: широком (прямом), в этом смысле оно могло бы быть применимо ко многим процессам, происходящим в природе, ибо «жизнь - ряд непрерывных изменений», и узком (общепринятом), как характеристика психического акта, «выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме». /15, с.91/ Психология, естественно, сосредотачивается на исследовании творчества в «узком» смысле.
Понятия «одарённость» и «творчество» неразрывно связаны на современном этапе развития науки. «Одарённость» трактуется как сложное психическое явление. При этом большинство психологов рассматривают творческий потенциал (креативность) как один из важнейших самостоятельных факторов одарённости. /11, с.31/
А.М. Матюшкин понимает одарённость как творческий потенциал, заложенный в ребенке с рождения и развивающийся по мере его взросления. Признаками высокого творческого потенциала выступают: стойкая познавательная мотивация, познавательная активность, опережение в развитии мышления и речи, выраженное стремление к творчеству в игре и других видах деятельности.
Вместе с тем, исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, к которым учителя и родители относятся неодобрительно, нередко критикуя и наказывая. Это отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работ, яркий темперамент. /19, с.52/
Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.
В отличие от животного, человек родится и живет в мире предметов, соз ...
Полезависимость/поленезависимость
Популярность идей Генри Уиткина все последние десятилетия была удивительно велика, при этом количество исследований полезависимости/поленезависимости (ПЗ/ПНЗ) исчислялось многими тысячами. Тем больший интерес представляет анализ эволюции представлений о природе этого когнитивного стиля.
Г. Уиткина интересовали особенности поведения в п ...
Об истинном благополучии, или каждому случалось быть трусом
Если понимать под качеством жизни умножение не материального, а духовно-душевного благополучия, не накопительство, а развитие способностей и углубление опыта, не построение все более непроницаемой системы внешних укреплений, а умение разбираться даже в непривычных ситуациях и справляться с ними, не достижение максимально высокого ранга ...