Социально-психологические факторы конфликтных
взаимоотношений супруговСтраница 5
Важнейший аспект семейных связей составляют личностно-смысловые отношения, предполагающие ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Этот пласт отношений проявляется в установках на совместную деятельность ради этого человека, во имя общего благополучия семьи. Признаком наличия благоприятных личностно-смысловых отношений в семье является полное взаимопонимание супругов, выражающееся во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга, понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг или супруга.
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако, как отмечает В. А Сысенко, это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга [37,c.127].
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Одним из важнейших психологических механизмов налаживания личностно - смысловых взаимоотношений является механизм идентификации – способность встать на позицию другого человека, приводящая к взаимному согласованию оценок и взглядов на мир, рождающая основу взаимопонимания. Расхождение в индивидуальных системах ценностных ориентациях супругов является главной преградой интеграции семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.
Система ценностных ориентаций не является постоянной в течении всего жизненного цикла семьи. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого ее члена. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц может быть шире или уже чем общесемейный. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможности для взаимопонимания, то есть единства [30,c.77].
Система ценностей дает возможность решить, что для человека более значимо и важно в семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность со стороны партнера; материальное благополучие – высокая материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия; профессиональный успех и карьера и др.
Ценностные ориентации современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных взаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи социального равенства, долга, жертвенности, то сегодняшние семьи поднимают на щит справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности, высокая материальная обеспеченность, возможность профессионального и карьерного роста.
Что есть мысль с точки зрения науки?
В психологии, науке о душе, роли сознания и бессознательного в психике человека, до сих пор остаётся нерешённой одна из самых загадочных проблем человечества - о природе мысли, первооснове всех психических процессов и явлений [40]. Перед современными исследователями, как и столетия назад, стоит известный сакраментальный вопрос: что есть ...
Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психичес ...
Теоретический аспект развития коммуникативной компетентности студентов –
психологов с помощью тренинга. Понятие коммуникативной
компетентности
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [6].
В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это « .ориентированно ...