Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 6

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких как, конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семье, конфликт как способ снятия напряженности, конфликт как защита своего «Я».

Ю.А. Алешина, которая немало своих исследований посвятила изучению семейных конфликтов, приводит следующую структуру основных супружеских проблем, каждый пункт из которых включает множество более частных случаев и типов ситуаций.

1. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанное с распределением супружеских обязанностей.

2. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различием во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

3. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.

4. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

5. Болезнь одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

6. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.

7. Отсутствие тепла во взаимоотношениях супругов, дефицит близости и доверия, проблема общения [2, с.42].

Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика супружеских конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, открытое противоборство, его развитие, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта) [12,c.107]. Такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, формами противоборства (упреки, оскорбления, ссоры, семейные скандалы, нарушение общения и т.д.), а так же способами их разрешения (примирение, достижение согласия, притирка отношений на основе взаимных уступок, развод и др.).

Возникновение конфликтов, как отмечает В. Валерстайн, связано со стремлением людей удовлетворить те или иные свои потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов другого супруга или членов семьи [8,c.15].

Семейные конфликты могут быть легко разрешимыми и трудноразрешимыми. Во-первых, причину можно легко установить и устранить. Трудноразрешимые конфликты даже при выявлении причины нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношение, нужно постараться устранить как можно скорее.

Конфликт может зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта). Например, негативные межличностные отношения между супругами (недоверие, безразличие, недовольство и др.) могут некоторое время не находить отражения в их общении как совокупности наблюдаемых актов поведения. Обострение во взаимоотношениях супругов приводит к тому, что конфликт охватывает и сферу их общения, проявляясь в различных формах конфликтного поведения (вербального и невербального). Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания из скрытой стадии в открытую стадию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы. Виды групп и их функции
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1. условные и реальные; 2. постоянные и временные; 3. большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и ...

Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...

Описание методов исследования
В ходе исследования была использована анкета, выявляющая особенности интересов [41,с.105-111], методика «Структура интересов» [42, с.389-395] и методика «Йоваши». Анкета состоит из 13 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один, при необходимости два-три, но не больше. Если в списке нет того ответа на вопрос, который респо ...