Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Страница 5

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные проблемы, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности». Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой [13].

Любознательность в этом возрасте носит ещё относительно инфантильный характер. Это пока ещё не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить подростку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор [36].

Старшеклассник пробует свои возможности изменения в отношениях с другими людьми, ориентируясь на содержание своей Я-концепции и концепции другого человека. Здесь появляется важнейшее образование – единица измерения отношений – мера правильности. Зарождается эта единица в переживании воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и связана с переживанием боли или отрицательных чувств, основанных на потере предметом части его свойств. Предмет, на который оказано деструктивное воздействие другим человеком, становится неправильным.

Согласно Е.Е. Личко [40], люди различаются по характеру и степени переработки информации, а это в свою очередь тоже влияет на адаптацию. Она предложила разделять людей с различными типами когнитивных процессов и мышления на типы: адаптивный и новаторов. Важно учитывать роль этих школьников в подростковом коллективе. Они могут давать повод для межгрупповых конфликтов, так как предпочитают иные стратегии при решении проблем, чаще всего не желают сотрудничать. Представители адаптивного типа считают новаторов недисциплинированными, слишком эмоциональными, упорно старающимися «протолкнуть» свои идеи. Новаторы же склонны оценивать адаптивный тип как людей, которых характеризует приспособленчество, консерватизм, нецелеустремлённость. Практика же показывает, что наибольшая эффективность в деятельности присуща тем школьным коллективам, в которых взаимодействуют подростки, представляющие оба типа. Лонгитюдные исследования Киртон показали, что сбалансированность адаптивности – новаторства может стимулировать эффективность работы любого коллектива, в том числе и школьного. Не последнюю роль в адаптации играет коммуникация.

Исследователи обосновывают необходимость разных форм коммуникации как по вертикали, то есть между педагогами, родителями и подростками, так и по горизонтали – между подростками. Созданию оптимального климата для положительных установок к учебной деятельности помогает двусторонняя, открытая коммуникация. Успешное межличностное общение способствует адаптации. С этой целью в школе используются различные приёмы (беседы, классные вечера, походы), которые активизируют общение ребят и развивает чувство ответственности за честь коллектива. Особая роль в системе коммуникаций отводится взрослым (педагогам и родителям). Анализ стиля их деятельности показывает, что периодические беседы и дискуссии по различным проблемам положительно влияют на адаптацию и дальнейшее поведение подростков. Отмечаются и другие формы коммуникативных действий, а именно – использование мероприятий, где происходит торжественное вручение наград за победу в конкурсах, олимпиадах или чествование отличников и ребят, добившихся успеха в общественно полезной деятельности. Такие мероприятия означают не только признание достигнутых результатов, но также становятся стимулом, способствующим продолжению успешной работы [50].

Роль коммуникации возрастает в случае возникновения каких-либо неприятных ситуаций. Потребность в коммуникации особенно чётко проявляется тогда, когда необходимо дать объяснение сложившейся ситуации с её включением в более широкий социальный контекст, происшедшего события, а также внести свои предложения о том, как себя вести в подобном случае и одновременно дать возможность другим высказать своё мнение.

Кроме того, коммуникация – средство разрешения интерперсональных конфликтов. Следует отметить, что в роли миротворцев должны чаще всего выступать психологи или другие взрослые, участвующие в воспитании подростков и обладающие высокими коммуникативными качествами.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития личности и её успешной социализации является основной задачей школы и родителей подростков. Только решение данной задачи позволит старшекласснику органично подойти к процессу профессионального и личностного самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Основные теории изучение речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (рече ...

Биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивид
А.Г. Асмолов отмечает, что биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности изучает роль индивидных свойств в развитии личности человека современной исторической эпохи. В соответствии с историко-эволюционным деятельностным подходом соци­ально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биоло ...

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)
Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. 16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, ...