Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Страница 5

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные проблемы, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности». Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой [13].

Любознательность в этом возрасте носит ещё относительно инфантильный характер. Это пока ещё не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить подростку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор [36].

Старшеклассник пробует свои возможности изменения в отношениях с другими людьми, ориентируясь на содержание своей Я-концепции и концепции другого человека. Здесь появляется важнейшее образование – единица измерения отношений – мера правильности. Зарождается эта единица в переживании воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и связана с переживанием боли или отрицательных чувств, основанных на потере предметом части его свойств. Предмет, на который оказано деструктивное воздействие другим человеком, становится неправильным.

Согласно Е.Е. Личко [40], люди различаются по характеру и степени переработки информации, а это в свою очередь тоже влияет на адаптацию. Она предложила разделять людей с различными типами когнитивных процессов и мышления на типы: адаптивный и новаторов. Важно учитывать роль этих школьников в подростковом коллективе. Они могут давать повод для межгрупповых конфликтов, так как предпочитают иные стратегии при решении проблем, чаще всего не желают сотрудничать. Представители адаптивного типа считают новаторов недисциплинированными, слишком эмоциональными, упорно старающимися «протолкнуть» свои идеи. Новаторы же склонны оценивать адаптивный тип как людей, которых характеризует приспособленчество, консерватизм, нецелеустремлённость. Практика же показывает, что наибольшая эффективность в деятельности присуща тем школьным коллективам, в которых взаимодействуют подростки, представляющие оба типа. Лонгитюдные исследования Киртон показали, что сбалансированность адаптивности – новаторства может стимулировать эффективность работы любого коллектива, в том числе и школьного. Не последнюю роль в адаптации играет коммуникация.

Исследователи обосновывают необходимость разных форм коммуникации как по вертикали, то есть между педагогами, родителями и подростками, так и по горизонтали – между подростками. Созданию оптимального климата для положительных установок к учебной деятельности помогает двусторонняя, открытая коммуникация. Успешное межличностное общение способствует адаптации. С этой целью в школе используются различные приёмы (беседы, классные вечера, походы), которые активизируют общение ребят и развивает чувство ответственности за честь коллектива. Особая роль в системе коммуникаций отводится взрослым (педагогам и родителям). Анализ стиля их деятельности показывает, что периодические беседы и дискуссии по различным проблемам положительно влияют на адаптацию и дальнейшее поведение подростков. Отмечаются и другие формы коммуникативных действий, а именно – использование мероприятий, где происходит торжественное вручение наград за победу в конкурсах, олимпиадах или чествование отличников и ребят, добившихся успеха в общественно полезной деятельности. Такие мероприятия означают не только признание достигнутых результатов, но также становятся стимулом, способствующим продолжению успешной работы [50].

Роль коммуникации возрастает в случае возникновения каких-либо неприятных ситуаций. Потребность в коммуникации особенно чётко проявляется тогда, когда необходимо дать объяснение сложившейся ситуации с её включением в более широкий социальный контекст, происшедшего события, а также внести свои предложения о том, как себя вести в подобном случае и одновременно дать возможность другим высказать своё мнение.

Кроме того, коммуникация – средство разрешения интерперсональных конфликтов. Следует отметить, что в роли миротворцев должны чаще всего выступать психологи или другие взрослые, участвующие в воспитании подростков и обладающие высокими коммуникативными качествами.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития личности и её успешной социализации является основной задачей школы и родителей подростков. Только решение данной задачи позволит старшекласснику органично подойти к процессу профессионального и личностного самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»
Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. К одарённым относились дети, котор ...

Ответ на невербальное общение
Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте». Как же реагировать на невербальное общение собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста об ...

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <…> Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношени ...