Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 1

В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка.

Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы.

1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи: "Бабушка болеет"; "Дедушка плохо видит"; "Готовимся к празднику".

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать"; "Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю"; "Я - добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки".

Оценка желаний: "Я хочу съесть апельсин"; "Я хочу гулять".

Сравнение двух норм поведения - драматизация русской народной сказки "Рукодельница и Ленивица".

Ситуации нравственного выбора: "У меня день рождения, но заболела мама"; "Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке".

2. "МОЙ ДОМ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу постирать новую скатерть"; "Я хочу вымыть мамину чашку"; "Я хочу починить будильник".

Оценка желаний: "Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи"; "Хочу показать друзьям папину коллекцию марок".

Сравнение двух норм поведения - драматизация русских народных сказок "Авось да Небось", "Ох да Ах".

Нравственный выбор - обсуждение ситуаций, близких к поговорке "Делу время, а потехе час".

3. "ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи друзьям и близким.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга"; "Буду играть только со своим приятелем".

Оценка желаний: "Хочу пригласить в гости друга на весь день"; "Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома".

Сравнение двух норм поведения: "вместе тесно, а врозь скучно". Обсуждение рассказов В. Осеевой "Синие листья" и "Волшебное слово".

Ситуации нравственного выбора - чтение и драматизация сказки Е. Шварца "Два брата".

4. ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Игры и проблемные ситуации для совместного обсуждения:

Ситуации оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу подарить своему другу игрушку". "Я хочу в подарок маме испечь торт".

Оценка желаний: "Подарите мне!."

Сравнение двух норм поведения: чтение и драматизация рассказов В. Осеевой "Три желания", "Просто старушка", "Три дочери".

Ситуации нравственного выбора: В. Алексеев "Трудный вечер" - чтение и обсуждение.

5. "Я РАСТУ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?

Почему со мной не играют другие дети?

Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Я люблю сам играть со своими игрушками"; "Мне нравится дежурить".

Оценка желаний: "Я хочу поиграть с мячом в группе"; "Мне понравилась игрушка моего друга". Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).

Ситуации нравственного выбора: "Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама"; "Хочу послушать музыку, но спит бабушка".

6. "МОЙ МИР"

Игры и упражнения для совместного обсуждения:

Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?

Определение положительных и отрицательных сторон поведения:

скромность - хвастовство,

щедрость - жадность,

доброта - жестокость,

вежливость - грубость и др.

Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.

Определение правил общения: на улице, в группе, дома.

1. Анализ причин конфликта. Воспитатели предлагают детям установить причину, породившую конфликт.

2. Нравственный анализ. Для этого с нарушителем проводится беседа в зоне "утешения", где смонтирована модель "Подсолнушки" ("Солнышко и тучка"). Обсуждается сам проступок (а не ребенок) и пути его исправления.

3. Учимся мириться. Разучиваем "Мирилки". Все радуемся, когда нарушитель прощен.

4. "Театр русской пословицы". Используется опыт преодоления конфликта, устанавливается связь с другими аналогичными ситуациями, формулируются пословицы для обозначения проблем, их вызывающих.

Страницы: 1 2 3


Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. У ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: · психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; · объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) в ...

Применение факторного анализа на практике. Требования к организации факторного анализа.
В работе исследователя по конструированию психодиагностического теста можно выделить три основных этапа: 1) формирование “чернового” варианта теста; 2) выбор диагностической модели и определение ее параметров; 3) стандартизация и испытание построенной диагностической модели. Под диагностической моделью понимается способ компоновки ( ...