Коррекционно-развивающая
работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного
возраста с нарушением интеллектаСтраница 1
В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка.
Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы.
1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я"
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
Оказание помощи: "Бабушка болеет"; "Дедушка плохо видит"; "Готовимся к празднику".
Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать"; "Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю"; "Я - добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки".
Оценка желаний: "Я хочу съесть апельсин"; "Я хочу гулять".
Сравнение двух норм поведения - драматизация русской народной сказки "Рукодельница и Ленивица".
Ситуации нравственного выбора: "У меня день рождения, но заболела мама"; "Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке".
2. "МОЙ ДОМ"
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу постирать новую скатерть"; "Я хочу вымыть мамину чашку"; "Я хочу починить будильник".
Оценка желаний: "Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи"; "Хочу показать друзьям папину коллекцию марок".
Сравнение двух норм поведения - драматизация русских народных сказок "Авось да Небось", "Ох да Ах".
Нравственный выбор - обсуждение ситуаций, близких к поговорке "Делу время, а потехе час".
3. "ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ"
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
Оказание помощи друзьям и близким.
Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга"; "Буду играть только со своим приятелем".
Оценка желаний: "Хочу пригласить в гости друга на весь день"; "Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома".
Сравнение двух норм поведения: "вместе тесно, а врозь скучно". Обсуждение рассказов В. Осеевой "Синие листья" и "Волшебное слово".
Ситуации нравственного выбора - чтение и драматизация сказки Е. Шварца "Два брата".
4. ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
Игры и проблемные ситуации для совместного обсуждения:
Ситуации оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.
Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу подарить своему другу игрушку". "Я хочу в подарок маме испечь торт".
Оценка желаний: "Подарите мне!."
Сравнение двух норм поведения: чтение и драматизация рассказов В. Осеевой "Три желания", "Просто старушка", "Три дочери".
Ситуации нравственного выбора: В. Алексеев "Трудный вечер" - чтение и обсуждение.
5. "Я РАСТУ"
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
Почему со мной не играют другие дети?
Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Я люблю сам играть со своими игрушками"; "Мне нравится дежурить".
Оценка желаний: "Я хочу поиграть с мячом в группе"; "Мне понравилась игрушка моего друга". Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
Ситуации нравственного выбора: "Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама"; "Хочу послушать музыку, но спит бабушка".
6. "МОЙ МИР"
Игры и упражнения для совместного обсуждения:
Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?
Определение положительных и отрицательных сторон поведения:
скромность - хвастовство,
щедрость - жадность,
доброта - жестокость,
вежливость - грубость и др.
Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.
Определение правил общения: на улице, в группе, дома.
1. Анализ причин конфликта. Воспитатели предлагают детям установить причину, породившую конфликт.
2. Нравственный анализ. Для этого с нарушителем проводится беседа в зоне "утешения", где смонтирована модель "Подсолнушки" ("Солнышко и тучка"). Обсуждается сам проступок (а не ребенок) и пути его исправления.
3. Учимся мириться. Разучиваем "Мирилки". Все радуемся, когда нарушитель прощен.
4. "Театр русской пословицы". Используется опыт преодоления конфликта, устанавливается связь с другими аналогичными ситуациями, формулируются пословицы для обозначения проблем, их вызывающих.
Что мы переживаем, когда нам страшно
Во избежание недоразумений изложенное выше необходимо дополнить. Нередко страх — причем вполне справедливо — описывается как состояние, «непременно связанное с закрытостью, отрезанностью»17, т. е., по сути, с ощущением одиночества. Из моих же слов следует, что преобразование страха на основе внутренней концентрации как раз и требует ухо ...
Возможности определения одарённости
В современных психологических концепциях одарённость рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности.
Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнит ...
Послесловие
Социальное доверие, вера в наличие смысла — да откуда же, спросят некоторые, их взять в нынешних условиях?
Спектр страхов, настигающих все больше и больше людей посреди благополучия и кажущейся внешней безопасности, весьма впечатляет: фобии (страх, связанный с определенными предметами, существами или ситуациями, например страх перед жи ...