Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического
здоровьяСтраница 3
Общая школьная тревожность обусловлена эмоциональной неустойчивостью – (r=-0,32) и нормативностью поведения – (r=-0,33).
Переживание социального стресса также обусловлено нормативностью поведения – (r=-0,34), факторами: «М» (практичность / мечтательность) – (r=0,32), «O» (уверенность в себе / тревожность) – (r=0,35) и «Q1» (консерватизм / радикализм) – (r=-0,39).
Таким образом, эмоциональное состояние учащихся, на фоне которого развиваются социальные контракты, обуславливает проявление вышеперечисленных личностных черт.
Так как, в рамках дипломного проекта невозможно описать все полученные коэффициенты корреляции (см. таблицы в приложении 3), то ограничимся общим выводом о том, что акцентуации характера, личностные черты, особенности темперамента и показатели школьной тревожности имеют очень тесную связь между собой.
Для того чтобы выявить самые значимые показатели исследования, имеющие при этом высокие факторные нагрузки, мы провели факторный анализ, из которого видно общие закономерности, полученные на выборке учащихся с первой группой психосоматического здоровья.
Так, например, мы выявили в первом факторе то, что выраженность определённых личностных черт детерминирует школьную тревожность учащихся. К этим личностным характеристикам относятся, прежде всего, факторы: «C» – (-0,548), «G» – (-0,673), «Q2» – (0,504) и «Q3» – (-0,567). Из всех показателей школьной тревожности большие факторные нагрузки принадлежат показателям: «страх ситуации проверки знаний» – (0,660), «переживание социального стресса» – (0,631), «фрустрация потребности в достижении успеха» – (0,535) и общий показатель школьной тревожности – (0,696).
Таким образом, мы назвали первый фактор как: «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся». В целом, он характеризует 27% учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья.
Таблица 3.8. Эмпирическая факторная структура показателей исследования учащихся 1‑й гр. здоровья.
Показатели исследования |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Интро-экстраверсия |
-0,822 | ||
Общая тревожность |
0,696 | ||
Пережив. социального стресса |
0,631 | ||
Фрустр.потреб. в дост. успеха |
0,535 |
-0,518 | |
Страх самовыражения |
-0,517 | ||
Страх сит. проверки знаний |
0,660 | ||
Страх не соответ. ожид. окр. |
-0,553 | ||
Низкая физиол. сопр. стрессу |
-0,556 | ||
Возбудимый тип акцентуации |
-0,601 | ||
Эмотивный тип акцентуации |
-0,682 | ||
Тревожный тип акцентуации |
-0,619 | ||
Циклотим. тип акцентуации |
-0,736 | ||
Демонстратив. тип акцентуац. |
-0,578 | ||
Экзальтирован/ тип акцент. |
-0,789 | ||
«А» – сфера общительности |
-0,701 | ||
«C» – эмоц. неустойч./устойчив. |
-0,548 | ||
«G» – нормативность поведения |
-0,673 | ||
«Q2» – выс. самооц.-низ. самооц. |
0,504 | ||
«Q3» – низ. – выс. самоконтр. «Я» |
-0,567 | ||
Удельный вес фактора |
6,3 |
5,0 |
4,36 |
Д О Д |
0,27 |
0,16 |
0,11 |
Условия образования условных рефлексов
В процессе работы И.П. Павлов открыл и сформулировал ряд условий, необходимых для образования условных рефлексов:
1. Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени. Например, если звук звонка или загорание лампочки соединить с кормлением, то эти, ранее безразличные раздражители через несколько сочетаний начинают вызыва ...
Методы коррекции привычек
Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная система человека становится его надежным другом, а не врагом. Следует иметь в виду, что искоренение ненуж ...
Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего
школьного возраста
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожност ...