А. Добрович. Систематика общения[39]Страница 1
1) Общая модель
При построении общей модели коммуникации целесообразно воспользоваться схемой Р. Якобсона (1964 г.):
где А – «адресант», Б – «адресат» информации.
Связь может быть непосредственной (в общении людей – речь и жестикуляция в широком смысле слова, включая, например, «вокальные жесты»; интонации) или опосредованной (телефон, телетайп и т.п.).
Код – правила языка (или «пучка» языков), используемого для передачи сообщения; контекст – заранее заданное «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
2) Контакт
Под «контактом» понимается случай коммуникации с обратной связью:
Именно так, как «взаимную направленность» партнеров, понимает «контакт» К. Бюллер (1927 г.). Для него контакт – «процесс согласованных соизменений поведения».
Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, становится адресатом; тот, получив сообщение, становится адресантом. Этот процесс может продолжаться сколь угодно долго.
С нашей точки зрения, понятие «формального» (или «неформального») общения применимо именно к контакту, а не к коммуникации вообще. «Формальным общением» мы будем называть контакт, на который наложены те или иные ограничения. Смысл этого определения будет раскрыт в дальнейшем. Пока же продолжим рассмотрение контакта.
3) Единица контакта
Единицей контакта естественно считать простейший случай:
А передает Б один «коммуникативный стимул» (или «коммуникат») и получает один ответный; Б получает один стимул и передает один в ответ; происходит «обмен» коммуникатами. Следуя психотерапевту Э. Берне (1964 г.), назовем такой обмен «трансакцией».
Примеры. А смерил Б презрительным взглядом. Тот демонстративно отвернулся – произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в другую сторону и не заметил знака презрения, – трансакция не состоялась (контакта не было). А сообщил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни слова, – трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка – это «жест», коммуникативный стимул. А в качестве актера произнес эффектную реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание – трансакция состоялась. То же – если публика возмущенно зашикала, расхохоталась или разразилась аплодисментами. Человеческие трансакции почти всегда предполагают использование нескольких кодов одновременно, т.е. «пучка» языков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.
4) Содержание коммуникативного стимула
Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элементарной – так называемое «поглаживание»: информация о принадлежности к одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример сверхсложной информации – словесно-музыкально-пантомимическая передача мистического опыта жрецом или шаманом.
Особо выделим «эмоциональный радикал» коммуникативного стимула. Если элементарный «положительный» стимул мы согласимся, по Берне, называть «поглаживанием», то элементарный «отрицательный» стимул заслуживает названия «пинка», «укуса» или «укола». «Укол» предпочтительнее с точки зрения стиля.
5) Партнеры контакта. Маски
Теоретический анализ социально-психологических
особенностей малой группы. Виды
групп и их функции
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько разновидностей групп:
1. условные и реальные;
2. постоянные и временные;
3. большие и малые.
Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и ...
А.Н. Леонтьев о личности
· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;
· личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество
, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его при ...
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной
компетентности
Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных а ...