Д.Н. Узнадзе Установка у человека. Проблема объктивации[70]Страница 3
[5] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – С. 24-43.
[6] Как удалось показать с помощью статистической обработки тестовых данных Диане Янг, диссертантке университета Беркли, ощущение бессмысленности значительно больше распространено среди молодых людей, чем среди старших. Тем самым подтверждается наша теория о том, что утрата традиций является одной из двух причин, порождающих чувство смыслоутраты; ведь согласно этой теории, столь характерный для молодежи отказ от традиций не может не порождать интенсивного распространения ощущения бессмысленности
[7] Это, собственно, не должно нас удивлять, поскольку мы придерживаемся мнения, что даже тот, кто на сознательном уровне не религиозен, вполне может быть религиозным бессознательно, пусть даже в том самом широком понимании религиозности, которое имел в виду, например, Альберт Эйнштейн.
[8] Олпорт Г. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб: Ювента. При участии психологического центра «Ленато», СПб, 1998. – С. 103-112.
[9] Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс» –«Универс», 1993 – С. 214-220.
[10] Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1994. – С. 100-104.
[11] Calvin J. Institutes of the Christian Religion. (Philadelphia, 1928), в частности, кн. III, гл. 7. С. 619. Начиная со слов «Ибо будет человек .» перевод сделан мной с латинского издания: Calvini J. Institutio Christianae Religionis. Berolini, 1935. Par. 1. P. 445.
[12] Следует, однако, заметить, что даже любовь к ближнему – один из основополагающих догматов Нового Завета – не получила у Кальвина соответствующего признания. Явно противореча Новому Завету, Кальвин утверждает: “Чему учат схоласты относительно превосходства милосердия над верой и надеждой, есть просто мечты расстроенного воображения .» (Chap. 24. Par. 1.P.531).
[13] Ср.: Kant I. Kant's Critique of Practical Reason and Other Works on the Theory of Ethics. New York, 1909. Part. I. Book I. Chap. 1. Par. VIII. Remark II. P. 126.
[14] Ibid. См. особенно: Part I. Book I. Chap. I. P. 186.
[16] Указ. соч.: Fundamental Principles of the Metaphysics of Morals. Second section. P. 61.
[17] Ср.: Kant I. Kant's Critique of Practical Reason and Other Works on the Theory of Ethics. New York, 1909. Part. I. Book I. Chap. 1. Par. VIII. Remark II. P. 126.
[18] «Благо государства – высший закон” (лат.).
3 Kant I. Immanuel Kant's Werke (Berlin: Cassirer), в частности «Der Rechtslehre Zweiter Teil» I. Abschnitt, par. 49, p. 124, я переводил с немецкого текста, поскольку эта часть была пропущена в английском переводе «The Metaphysics of Ethics» (by I. W. Semple. Edinburgh, 1871).
4 Ibid. P. 126.
5 Ср.: Kant 1. Religion within the Limits of Reason Alone. Chicago, 1934. Book I. (См.: Кант И. Религия в пределах только разума. Часть первая //Трактаты и письма. – М., 1980.)
6 Чтобы не раздувать эту главу по объему, я обращусь лишь к развитию современной философии. Те, кто изучал философию, знают, что в этике Аристотеля и Спинозы себялюбие рассматривалось как добродетель, а не грех – в противоположность Кальвину.
[19] Stirner M. The Ego and His Own. London, 1912. P. 339
[20] Одна из формулировок этого принципа, к примеру, такова: «Но каким образом человек прожигает жизнь? Он сгорает, как зажженная свеча . Наслаждение жизнью истощает ее». Ф. Энгельс ясно увидел односторонность штирнеровской формулировки и попытался преодолеть неоправданное противопоставление любви к себе и любви к другим. В письме к Марксу, где он анализировал книгу Штирнера. Энгельс писал: «Если, однако, реальный конкретный человек – истинная основа для нашего «человечного» человека, то очевидно, что эгоизм – и конечно, не только штирнеровский эгоизм разума, но также и эгоизм сердца – это основа нашей любви к человеку» (Marx—Engels Gecaveltausgaben. Berlin, 1929. Р. 6).
[21] Nietzsche F. The Will to Power. Edinburgh and London, 1910. Stanzas 246, 326, 369, 373 and 728.
[22] Цит. по.: Ницше Ф. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. – М., 1990. – С. 380.
[23] Ср.: Morhan G. A. What Nietzsce Means. Cambrige, 1943.
[24] Цит. по: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2-х тт. Т. 2 – М., 1990 .- С. 43-44.
Результаты t – критериального анализа и их обсуждение
Решить следующую задачу исследования по определению наиболее значимых различий в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, нам помог t – критериальный анализ Стьюдента.
Как видно из таблицы 3.1., выраженность показателей школьной тревожности превышает средний уровень в группе ...
Реализация теории в восстанавливающем и коррекционном обучении
Разработка принципов организации деятельности учащихся по формированию действий и понятий явилась предметом многочисленных экспериментальных исследований, выполненных на различном материале учебных предметов — написание букв, грамматические, физические, математические и другие понятия. При этом «главная линия психологического изучения д ...
Заключение.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды (подростковый возраст и т.д.);
- родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода и ...