Милицейский класс школы-гимназии № 3Страница 2
Стандартные значения критерия t:
2.100 (Р=0.05); 2.880 (Р=0.01); 3.920 (Р=0.001)
Обнаружено значимое отличие в результатах диагностики между школьниками милицейского и физико-математического классов по значению показателя возбудимости (t1-2=2.29, Р=0.05).
Значения показателя дистимичности приближается к значимому.
Показатели демонстративности и циклотимности еще не значимы, но имеют тенденцию к их сближению. По остальным показателям значимых отличий не обнаружено.
В целом можно сказать, что акцентуированные черты школьников обоих классов выражены почти одинаково, значимых различий почти нет. Это можно объяснить тем, что большинство школьников, выбирая профессию, не обращают внимание, соответствует ли их индивидуально-психологические особенности выбранному профилю обучения. Поэтому особенной динамики не происходит.
Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для физико-математического класса показало, что значимых различий нет.
Таким образом, подводя итоги сравнительному анализу данных можно сделать вывод, что акцентуации характера в старшем школьном возрасте у здоровых детей, выражены не ярко. Патологий характера, при которых у субъекта наблюдалась бы практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде в ходе исследования не обнаружено, следовательно акцентуация характера не затрудняет профессиональное и личностное самоопределение.
Вывод:
Сравнительный анализ результатов диагностики школьников милицейского и физико-математического классов показал, что прослеживаются значимые отличия по шкале возбудимости. Школьники физико-математического класса отбирались в профильный класс по результатам экзаменов и по конкурсу. В то время как в милицейский класс школьники набирались по личному заявлению без конкурса. Это можно объяснить тем, что в начале исследования само предстоящее обучение в физико-математическом классе вызвало у подростков беспокойство и возбуждение. Такая возрастная черта как возбудимость сглаживается в связи с воспитательным воздействием и созданием благоприятной среды.
Такие акцентуации как демонстративная, тревожная, гипертимная и циклотимная мешают способности к самореализации личности в связи с тем, что личность не видит причин для самосовершенствования. Например, гипертимная и демонстративная личности считают себя очень самодостаточными. Тревожный и циклотимный типы не стремятся к самосовершенствованию в связи с низкой самооценкой (думают, что все равно не получится).
Сравнительный анализ выраженности результатов.
(показатели по методике САТ)
Физико-математический класс СОШ №1.
Для того чтобы наглядно увидеть качественную характеристику испытуемых необходимо проанализировать полученные результаты.
Такой анализ позволит оценить качественное своеобразие проявления тех или иных характеристик самоактуализации в данных классах. И даст возможность выделить среди множества показателей, значимую шкалу.
Как мы видим, наибольшей выраженности достигают показатели поддержки, гибкости поведения, самопринятия и контактности. Согласно ключу этой методики, высокие показатели по этим шкалам свидетельствуют, что испытуемые характеризуются относительной независимостью в своих поступках, высокой степенью самовосприятия и способностью к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.
В таблице №4 можно наглядно увидеть выраженность той или иной характеристики самоактуализации у испытуемых в данной группе.
Таблица №4
Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок.
№ пок-ля |
Название шкал |
Хср. Физико-математический класс апрель 2005 |
Хср. Физико-математический класс январь 2006 |
t 1-2 |
1 |
Компетентность во времени |
9.70 |
8.80 |
0.847 |
2 |
Поддержка |
43.60 |
48.60 |
-1.436 |
3 |
Ценностные ориентации |
9.90 |
11.30 |
-0.885 |
4 |
Гибкость поведения |
11.50 |
12.70 |
-0.847 |
5 |
Сензитивность |
7.20 |
7.10 |
0.139 |
6 |
Спонтанность |
7.70 |
7.60 |
0.075 |
7 |
Самоуважения |
9.20 |
9.50 |
-0.189 |
8 |
Самопринятия |
11.00 |
11.20 |
-0.132 |
9 |
Представления о природе человека |
4.70 |
5.20 |
-0.624 |
10 |
Синергия |
4.50 |
3.40 |
2.538* |
11 |
Принятие агрессии |
7.60 |
7.50 |
0.108 |
12 |
Контактность |
10.90 |
11.50 |
-0.535 |
13 |
Познавательные потребности |
6.10 |
6.20 |
-0.108 |
14 |
Креативность |
7.50 |
6.20 |
1.709 |
Эмоциональная неуравновешенность
Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от ...
Эксперимент как метод эмпирического исследования
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выд ...
Укажите и объясните разницу между межличностным конфликтом и противоречием.
Разъясните необходимость различного отношения к ним.
Наиболее представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде.
На данном рисунке кружками показаны индивиды — члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизоди ...